Обозначать свою неопытность или не обозначать - вот в чём вопрос и вопрос этот появляется в различных обсуждениях всё чаще. Напомню, что Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства РФ, которым с 1 марта 2009 года был введён специальный знак для автомобилей, которыми управляют начинающие водители со стажем менее 2 лет. В конце любой брошюры ПДД Вы можете найти раздел -
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
И перейти сразу к, интересующему нас, пункту - 8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки: • "Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны), - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);
Я не просто так решил отметить этот подпункт. Дело в том, что многие начинающие водители предпочитают наклеивать именно этот знак. Не делайте этого. Этим знаком может обозначаться только учебное транспортное средство, оборудованное в соотвествии с требованиями правил не только знаками.
• "Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
Вот этот знак нас и обязали устанавливать. Почему обязали? Потому, что так гласит заголовок пункта "... должны быть установлены ...".
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки: • "Врач" - в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм), - спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами; • "Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов. • На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак "Федеральная служба охраны Российской Федерации", являющийся условным опознавательным знаком, в виде одного или двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране.
Третий подпункт забавен для "По желанию водителя могут быть установлены ..." Ох, уж наши российские законы ... Можно и пошутить на тему, но статья не об этом и вообще, я эти подпункты включил для понимания одного момента - по закону знак "начинающий водитель" "должен быть", а не "По желанию водителя". Чем же руководствовались чиновники?
По словам заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимира Кузина, «введение такого знака необходимо, поскольку и начинающие водители, и окружающие их на дороге автомобилисты будут чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее», цитирует «Интефакс». Замначальника ГАИ не воспринимает всерьез разговоры о том, что те начинающие автолюбители, которые прикрепят к стеклу машины специальный знак, будут сталкиваться с прямо противоположной реакцией автомобилистов, желающих «показать новичку его место». «В действительности, это «себе дороже» — действовать в отношении транспортного средства с подобным опознавательным знаком агрессивным способом. Потому что ответная реакция такого водителя может быть совершенно неоднозначная и непросчитанная. Я, например, двигаясь в транспортном потоке, всегда особое внимание обращаю именно на подобного рода знаки — «восклицательный знак», «чайник», «туфелька» и другие, и соблюдаю меры предосторожности», — отметил Кузин.
Таких одобрительных высказываний в пользу данного знака можно найти много, но так ли уж хорошо обстоят дела на самом деле? Среди моих учеников встречаются разные люди - у одних получение ВУ ещё впереди, другие, уже при правах, часто приходят за тем, что не получили, закончив автошколы, третьи ... С первыми я обозначаю свой автомобиль, как учебное ТС, со вторыми нередко считаю достаточным использование лишь одного знака "начинающий водитель", чтобы некоторые запреты на учебную езду меня уже не касались, а в результате иметь более широкие возможности для обучения. Так получается, что лишний раз убирать пирамиду с крыши, табличку "За рулём ученик!" или знак "начинающий водитель" мне бывает лень и я еду на встречу со следующим учеником или домой "при параде". Довольно тяжело оказывается двигаться с пирамидой, видимой издалека со всех сторон. Когда машину ведёт ученик, это не так ощущается, т.к. при плотном движении большинство учеников боятся разогнаться больше 40 кмч и двигаются порой медленнее основного потока, я же еду как все, на что часто не обращают внимание выезжающие со второстепенных дорог впереди, заставляя постоянно тормозить и порой довольно интенсивно. Куда проще с обстановкой впереди со знаком начинающего водителя на заднем стекле - не выскакивают спереди, но начинают вести себя неадекватно сзади. Некоторые пропускают сразу, как только я включаю указатель поворота при желании перестроиться, но это лишь некоторые ... На основную же массу автолюбителей знаки "чайника" действуют, как красная тряпка на быка - они буквально теряют разум и творят такое, что мои ученики уже на первых выездах в город себе не позволяют. Как же много истинных, хронических "чайников"!
"Замначальника ГАИ не воспринимает всерьез разговоры о том, что те начинающие автолюбители, которые прикрепят к стеклу машины специальный знак, будут сталкиваться с прямо противоположной реакцией автомобилистов, желающих «показать новичку его место».
Да, с этим мне, действительно, столкнуться не пришлось, но с другим я сталкиваюсь постоянно - "Не желаю, чтобы "тормоз" "тошнил" передо мной!" И что только водители не предпринимают, чтобы обойти "тормоза"! Тут и обгон через двойную сплошную ( самый безопасный, надо сказать, манёвр ), и резвый объезд перед пешеходным переходом, когда я или ученик пропускаем пешехода, не трогаясь на, только что включившийся, зелёный. Некоторые умудряются обойти справа, используя площадь перекрёстка, когда мы едем по первой полосе, не соображая, что не попадают в ДТП только потому, что мы успеваем притормозить и пропустить. Эти и многие другие моменты и так возникают нередко, но при наличии знака "начинающий водитель" почему-то я наблюдаю их чаще и больше. В целом могу сказать, что гораздо легче передвигаться с атрибутикой учебного ТС, когда за рулём ученик, чем самому с восклицательным знаком, но ещё легче вовсе без каких-либо специальных обозначений. Нормальные водители, имеющие достаточный опыт и здравый рассудок, заранее обращают внимание на неуверенное поведение другого автомобиля на дороге и предпринимают нужные действия задолго до того, как разглядят какую-то наклейку на заднем стекле, но таких водителей, к сожалению, меньшинство. Самоуверенные и безбашенные "быки" с большим стажем "чайничества" всегда будут бежать на красную тряпку головой вперёд, даже если она висит на бетонной стене. Повторю то, что я уже писал и неоднократно твержу каждому своему ученику - у нас надо ездить, как лётчики летают в тылу врага, где каждый норовит сбить. На дороге Вы ... мишень для всех участников движения, от пешехода до водителя в припаркованном автомобиле, и Ваша задача вовремя определять наличие "стрелка" и где может быть засада. Жаль, что мне приходится это констатировать, но движение на "чистой" машине требует от меня куда меньшего напряжения. В таблицах штрафов каких-либо санкций за отсутствие знака "начинающий водитель" пока нет, поэтому Ваша обязанность существует в некотором роде лишь на бумаге. Остаётся понять саму фразу "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации ..." Если Вы имеете действующий талон ГТО, значит к эксплуатации Ваше ТС допущено. Если какой-то сотрудник ГАИ пожелает на своё усмотрение её запретить, Вы имеете полное право "устранить причину на месте". "На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки" - как Вы установите знак - Ваше личное дело. Приклеивать его к стеклу Вас никто и ничто не обязывает. Вы можете наклеить его на кусок пластмассы, вырезанный из канистры, закрепить под уплотнителем стекла и при желании устанавливать его или убирать в багажник. Если Ваш стаж менее 2-х лет, Вы просто не можете пройти без этого знака ГТО. Устанавливать его для постоянной езды или нет - решать Вам! Всё познаётся в сравнении! Попробуйте пару дней поездить со знаком и пару дней без него. Не надо слушать меня, т.к. даже со знаком я всё равно веду себя далеко не как начинающий и со стороны это всё равно видно, поэтому моя статья в какой-то степени не может быть полностью объективна. Экспериментируйте сами и делайте свои (!) выводы.
Удачи на дорогах!
Источник: http://avtofor.ucoz.ru/publ/1-1-0-44 |