АВТОИНСТРУКТОР МОСКВА ГлавнаяРегистрацияВход Суббота
18.05.2024
18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Внимание!
Меню сайта
вопросы и
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗИМНЯЯ РЕЗИНА. С ШИПАМИ ИЛИ БЕЗ?
   
    Интернет кишит статьями на данную тему и, возможно, ничего нового я Вам не расскажу. Вы сами можете найти информацию о самих шипах, их видах, материалах, конструкции и даже о степени их износа ... Так мне попалась информация о том, что остаточная длина шипа должна составлять не менее 1.5 мм. Ничего этого я описывать не буду, да и в силу многих причин подобная информация для подавляющего большинства автолюбителей не имеет никакого практического смысла. Я буду говорить об основных бытовых моментах.
    В своё время, как и у многих начинающих автолюбителей, у меня возникла ситуация, когда машина куплена, а на её правильную эксплуатацию денег не хватило. Свой первый ВАЗ 21099 я купил в конце ноября на летней резине спереди и всесезонной сзади, сразу пришлось поменять стартер с генератором и вот так всю первую свою автозиму я и проездил - на зимние шины денег не хватило. При этом не скажу, что испытывал какие-то серьёзные проблемы помимо психологического дискомфорта, хотя ездил достаточно далеко за город, но здесь стоит отметить, что и скорость моего движения на начальных этапах была далека от привычной мне сегодня даже в тяжёлых зимних условиях. Забуксовал я лишь один раз на крутом подъёме при выезде из одного двора и то, быстро поняв, что выехать передом я не смогу, недолго думая, развернул машину и выехал задним ходом. Это и будет первой рекомендацией Вам, если Вы не можете подняться на автомобиле с передним или полным приводом - разверните его. И так более загруженная массой двигателя передняя ось загрузится ещё больше, улучшится сцепление резины с поверхностью, а вместе с этим возрастёт тяга. От задней оси толку меньше, даже если она тоже ведущая, если, конечно, Вы не возите в багажнике лишние 200 кг груза. А ещё не помешает иметь в машине 1.5 - 2литровую бутылку с песком, если экономите на хороших покрышках. Ну да ладно, это всё лирика и, надеюсь, от езды зимой на летней резине Вы всё же воздержитесь.
    Итак, их Высочество, ШИПЫ. В принципе шипы совсем не обязательно являются атрибутом зимы. Они улучшают сцепление с любой нетвёрдой или условно твёрдой ( колящейся ) поверхностью, проникая в неё и в ней условно фиксируясь. Шипы широко используются в спортивной обуви ( сложно бегать по мокрой траве после дождя или во время него на футбольном поле в обычных кросовках ), альпинистском снаряжении и т.д. и т.п. Но так ли хороши шипы на автомобильных покрышках? Стоит ли петь им дифирамбы? Начав ездить по первому льду на летней резине и поменяв в это время её на новую ошипованную, конечно, разница чувствуется сразу, возникает стереотип, что шипы лучше со всех сторон и очень быстро забывается, что сравниваем мы вовсе не наличие и отсутствие шипов, а чисто летнюю резину (!) с ошипованной зимней. Однако, как правило, этот стереотип остаётся на всю жизнь и мало у кого из автолюбителей меняется.
    Что представляет собой дорога в зимний период? Покрытие может быть самым разнообразным.
1. Чистый сухой, но замёрзший (!) асфальт. Шипы на нём, как минимум, бесполезны, а иногда лишь ухудшают сцепление. Многое зависит и от качества асфальта, его пористости, но более шероховатая поверхность часто ведёт к скорейшему износу шипов или к их вылету.  
2. Мокрый асфальт после использования реагентов, расплавляющих снег. Тот же асфальт, на котором в зависимости от глубины слоя воды возможно аквапланирование, когда резина в принципе не достаёт поверхности.
3. Закатанный тонким слоем снег. Довольно плотное и очень скользкое покрытие, но не слишком твёрдое. Нечто среднее между снегом и льдом. Обычно возникает в морозную погоду при выпадении небольшого количества осадков на асфальтированых дорогах с высоким трафиком. Здесь, даже хорошо изношенные шипы, как нельзя, кстати, и не важно, будет ли шип доставать до асфальта, но уж очень быстро такая поверхность меняется.
4. Утрамбованный снег. Нетвёрдая поверхность, на которой больше важен рисунок протектора и его глубина. Шипы здесь бесполезны, т.к. такая поверхность не обеспечивает фиксации шипа. При экстренном торможении или заносе шипы будут оставлять борозды на фоне следа самой покрышки, но это не говорит от том, что шипы обеспечивают лучшее сцепление. Сопротивление движению шипа такая поверхность практически не оказывает.
5. Мокрый снег. В зависимости от его слоя шип может время от времени доставать до асфальта, но это не лучший вариант. По такой поверхности ведущее колесо, как правило, пробуксовывает, особенно в момент трогания или ускорения, и лучше бы ему до асфальта не добираться, т.к. вылет шипов при этом неизбежен. То же при интенсивном торможении, когда колесо выдавливает снег вперёд себя, иногда расчищая себе путь до асфальта. Системы стабилизации в момент резкого изменения сцепления во время отработать и спасти Ваши покрышки не смогут. Если же шип до асфальта не достаёт, то коэффициент сцепления будет зависеть от размера пятна контакта. Чем оно меньше, тем больше давление на снег и тем лучше он трамбуется непосредственно под колесом, а чем лучше он трамбуется, тем лучше цепляется шип, но и здесь важнее рисунок и глубина протектора. В целом ошипованная резина будет вести себя не лучше всесезонной.
6. Лёд. Это явление требует написания отдельной статьи. Физику в школе учили все и помним ( может даже из всего курса школьной физики ), что вода при замораживании расширяется. Причём расширяться она будет как с понижением температуры, так и с течением времени при постоянной низкой температуре. Лёд переменчив! Он может поменять свои свойства за полчаса. Меняется его плотность, а соответственно, будет меняться и сцепление. Лёд имеет множество видов. Шипы здесь могут быть одинаково полезны и вредны (!). На одних видах льда шипы будут вгрызаться в него и держать, на других будут раскалывать этот лёд, образуя в пятне контакта крошку, на которой ошипованная покрышка будет бержаться не лучше летней. Иногда асфальт покрывается тонким и очень плотным льдом, но не гладким слоем, а повторяя рельеф самого асфальта. На такой дороге шипы тоже погоды не сделают, а иной раз опять же могут лишь навредить.
7. Снег на льду. Самое неприятное явление. Шипы здесь спасут только в случае, если будут доставать лёд, но чаще всего это происходит на нечищенных территориях дачных посёлков, где снега как раз достаточно. Снег прекрасно скользит по льду. Ситуация подобна движению на лодке без вёсел - куда несёт, туда и плывём ( с уклоном дороги уже не справиться ).
    Этот список можно ещё продолжать и растянуть на пару страниц, но уже понятно, что шипы - не панацея! В ряде случаев они не только бесполезны, но могут и навредить, а в тех нечастых ситуациях, когда они реально полезны, оптимальные условия их применения весьма скоротечны.   
    Поговорим о самих ошипованных покрышках. Для начала оцените эту фотографию -
 
                             
 
Обратите внимание на ширину покрышек. Чем уже резина, тем меньше пятно контакта и тем больше давление на поверхность. В зимний период это очень важно на нечищенных дорогах, т.к. такая покрышка продавливает верхний слой нетвёрдого покрытия, доставая до более глубокого, а вместе с этим более твёрдого слоя - либо до асфальта, либо до более плотно утрамбованного слоя того же снега, разгребая рыхлый слой сверху или в большей степени трамбуя его в пятне контакта и улучшая тем самым сцепление. Многие автолюбители предпочитают иметь один комплект дисков, а при переходе с одного сезона на другой просто перебортируют покрышки в шиномонтажных мастерских. Если Вы действительно думаете о собственной безопасности, то комплекты зимней и летней резины у Вас должны быть на своих дисках, если Вы не используете всю резину с минимально возможными размерами для Вашего автомобиля. Таким образом Вы всегда сможете переобуваться своевременно, не стоя в очередях.
    Вы видели настоящую раллийную ошипованную покрышку? Оцените -
 
 
                                           
 
Высота этих шипов позволяет им цепляться в любой нетвёрдой поверхности, а их количество обеспечивает максимальный и одинаковый (!) коэффициент сцепления с поверхностью на протяжении всего оборота колеса (!). Меняется такая резина после каждой гонки и не живёт 3 сезона, а то и более, как у нас. Даже смешно после этого смотреть на серийную покрышку -
 
                                           
             
Однако она более универсальна и адаптирована для эксплуатации по любым зимним дорогам, в т.ч. и по асфальту, если ситуация того требует, хотя я к этому отношусь скептически, считая, что асфальт - главный враг шипов. Считается, что для усадки шипов следует проехать по асфальту определённую дистанцию, но, если Вы ездиете из области в город, где дороги политы реагентом и приходится хоть 2 км в день, а проезжать по асфальту, то уже через неделю от Ваших шипов останется лишь иллюзия - держать они не будут! Конечно, многое зависит от качества самих шипов и их усадки. Шипы с сердечником более долговечны, но нередко сердечники вылетают, а корпус шипа не призван быть самим шипом. Второй враг шипов - пробуксовка. Очень многие водители считают, что, если колесо начинает буксовать, надо ещё добавить газ.  Если колесо при этом достанет асфальта, пару шипов Вы потеряете. Мало того, что колесо не будет обеспечивать на протяжении оборота одинаковое сцепление с дорогой, да ещё и ухудшит в целом параметры движения и торможения, т.к. одно или два ободранных колеса на ведущей оси ну никак не сыграют доброй службы. Третий враг шипов - недостаточное давление в шине. В пятне контакта покрышка как бы сжимается и чем больше она сжимается, тем больший угол образуется между поверхностью и подходящим участком покрышки, соответственно, подводящийся к пятну контакта шип, под большим  углом начинает контакт с поверхностью и, если это асфальт или очень твёрдый лёд, то нагрузка на шип больше способствует износу посадочного гнезда, в результате чего шип со временем вылетет.
    Учитывая все эти факторы стоит очень хорошо подумать о целесообразности использования ошипованной резины. В ряде европейских стран, где тоже бывают снежные зимы, такая резина запрещена и дело вовсе не в износе дорожного полотна, а использовать ли её Вам, в любом случае Вам и решать.
 
 
 


Источник: http://...
Категория: Мои статьи | Добавил: АВТОФОР (02.11.2012) | Автор: ...
Просмотров: 3818 | Теги: зимняя резина, шипованая, нешипованная, зимние покрышки, шипы, ошипованная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ИНСТРУКТОР
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024